Маркировка табака.* Сроки внедрения, обзор требований.

Добрый день.

     Сейчас в СМИ часто появляются статьи о маркировке, называются даты, когда маркировка начинается по полной, рассказывается что надо срочно купить и так далее. В этой статье хочу поделиться нашим видением внедрения маркировки, рассказать , к чему надо готовиться и привести текущие сроки внедрения тех или иных этапов маркировки.

 

     По планам, так или иначе, маркировка затронет практически все категории номенклатуры. Причем для одних товаров будет доступен один набор возможностей, по другим – другой. Например, для табака, маркировка которого начинается в ближайшее время, нельзя нанести коды маркировки все производственных линий, и все не промаркированные пачки сигарет, которые останутся не распроданными на дату запрета оборота не маркированных пачек, придется как-то утилизировать. Для обуви же возможность нанесения кодов маркировки на складах и магазинах будет доступна в любое время. В данной статье будет разобрана маркировка только табачных изделий применительно к оптово-розничному звену.

 

     В настоящий момент рабочим документом, описывающим сроки внедрения маркировки табака, является вот этот вот проект постановления Правительства Российской федерации: https://regulation.gov.ru/projects#npa=87309.

Этапы введения маркировки табака

Согласно этому постановлению этапы внедрения маркировки табачных изделий следующие: 

 

  • 1 марта 2019-года – 30 июня 2019 года. Регистрация участников оборота табачной продукции. В этот период все действующие производства, оптовые компании и розничные магазины должны будут зарегистрироваться в системе оператора ЦРПТ https://честныйзнак.рф/.

  • 1 июля 2019 года. Производители обязаны выпускать только маркированную продукцию. Информация об этом должна передаваться в ГИС Маркировка. Розничные точки должны обеспечить считывание кода маркировки с пачки сигарет и передать ее в составе чека в ОФД. Грубо говоря, с 1-го июля кассовая программа обязана уметь считывать код маркировки с пачки сигарет (если он есть) и передавать его в составе чека в ОФД. ОФД уже сам обязан передавать такие чеки в ГИС Маркировка. Важно учитывать, что согласно постановлению, магазин уже должен быть зарегистрирован как участник рынка табачной продукции. Вот надо ли будет заключать с ОФД какие-то доп. соглашения на то, что ОФД будет передавать проданные коды маркировка – вопрос к каждому конкретному ОФД. Проект постановления этого не исключает, поэтому рекомендуем узнать у вашего ОФД на каких условиях он будет обеспечивать передачу кодов маркировки в ГИС Маркировка.

  • 1 июля 2020 года прекращается оборот не маркированной продукции. Весь оборот табачной продукции возможен только с помощью ЭДО. В первую очередь это касается закупки табачной продукции у поставщиков и возврата табака поставщикам.

 

      Вот такие этапы на текущий момент планируются постановлением. Будут ли они меняться, и в каком виде постановление будет принято, пока сказать нельзя. В разработке наших приложений мы придерживаемся текущих сроков постановления.

Что будет необходимо для работы с системой «Маркировка»

Согласно проекту постановления, для работы с маркировкой каждая организация должна будет выполнить следующие действия

 

  • Получить усиленную квалифицированную электронную подпись(УКЭП) . Без нее невозможна ни регистрация с системе, ни участие в ЭДО. Для работы с ГИС Маркировка потребуется минимум одна УКЭП на каждую организацию. Но их реальное количество будет зависеть от размера организации и организации процесса работы. Если директор будет доверять использование УКЭП сотрудникам, или будет всегда сам выполнять все действия с Маркировкой, то УКЭП потребуется одна. Если это невозможно и будет выделена группа ответственных за маркировку сотрудников, то УКЭП на одну организацию потребуется несколько, по количеству таких сотрудников.

  • Зарегистрироваться в системе оператора ГИС Маркировка. Сейчас это можно сделать на сайте ЦРПТ (https://честныйзнак.рф/). Как только в их сервере появится возможность регистрировать участников по API, мы добавим возможность регистрации в линейку программ «ШТРИХ-М: Торговое предприятие 5» и «ШТРИХ-М: Торговое предприятие 7».

  • Приобрести двумерные сканеры штрих-кода, т.к. код маркировки будет нанесен на пачки сигарет в виде двумерного штрих-кода по формату DataMatrix. Классического EAN на пачках уже не будет, будет только DataMatrix. Если двумерные сканеры уже есть, то желательно будет произвести их проверку, считав реальные DataMatrix пачек сигарет в тесте драйвера, чтобы убедиться что никакой перепрошивки сканера не требуется и DataMatrix считывается корректно.

  • Заключить договор с оператором ЭДО. Это необходимо, так как все операции купли – продажи будут делаться через универсальный передаточный документ (УПД), который по определению работает только через ЭДО. Наши конфигурации будут доработаны до работы с ЭДО, как товароучётные так и кассовые. Информацию о том, с какими операторами ЭДО мы будем работать в базе, мы опубликуем позже.

  • В проекте постановления написано про тестирование учетной системы для работы с ГИС Маркировка, но на текущий момент точной информации о процессе тестирования нет. Рассчитываем что она появится позже, после принятия постановления.

 

Планы на ближайшее время по работе с ГИС Маркировка.

     Работу с Маркировкой мы начали еще летом 2018 года. С момента начала нашего участия в эксперименте, формат обмена и возможности системы сильно изменились. Часть методов уже «устоялась» и их мы готовы выпустить в ближайшем релизе. 

     В кассовом ПО линеек «Штрих-М: Кассир 5» и ILEXX мы добавим возможность отражать розничную продажу табачных изделий. Для пользователя процесс будет стандартным. При оформлении чека считывается DataMatrix и все. Считанный код маркировки будет подставлен в чек. Опционально розничная цена пачки будет равна МРЦ, закодированном в считанном DataMaAtrix.

 

      В товароучетном ПО линеек «Штрих-М: Торговое предприятие 5» и «Штрих-М: Торговое предприятие 7» будет реализована вся функциональность оптово-розничного оборота табачной продукции.

 

  • Для упрощения работы пользователей, мы реализуем регистрацию участников оборота табачной продукции непосредственно из наших программ. Окончательный вид такой регистрации и данные, которые надо будет указать, будут зависеть от реализации методов API сервера ЦРПТ, которые планируются ЦРПТ к разработке.

  • Отражение операции приобретения маркированной продукции. Для этих целей нами разработан документ «Сверка поступления», который загружается при получении УПД и содержит в себе информацию о приобретаемой продукции и ее кодах маркировки. Работа с этим документом похожа на работу с документом «ЕГАИС Поступление». Документ позволяет сверить приобретаемые товары по составу, количеству, ценам и суммам, кодам маркировки. При отсутствии расхождений документ генерирует учетные документы (приходная накладная и счет-фактура), при наличии расхождений – передаёт поставщику уведомление об уточнении, в том числе с указанием всех реально поступивших кодов маркировки. В документе реализована возможность проверить поступившие коды маркировки на принадлежность поставщику по данным базы Маркировка, чтобы избежать приемки документа с кодами маркировки не принадлежащими отправителю. Документ «Сверка поступления» для ознакомления будет доступен в ближайшем релизе линейки «Штрих-М: Торговое предприятие 5».

  • Возврат поставщику / оптовая продажа с указанием отгружаемых кодов маркировки с передачей оператору ЭДО сформированного УПД. В сформированном документе помимо товарного состава, будут указываться и отгружаемые коды маркировки.

  • Проведение инвентаризации маркированной продукции с предварительным запросом остатков кодов маркировки, которые находятся на балансе предприятия по данным ГИС Маркировка. Процесс будет выглядеть так: перед проведением инвентаризации отправляется запрос остатков кодов маркировки, и после получения ответа на запрос в документ «Инвентаризация» вводятся все найденные коды маркировки. Результаты инвентаризации отражаются в ГИС Маркировка через операции списания и акт постановки на баланс найденных излишков. Запрос остатков кодов маркировки будет доступен уже в ближайшем релизе линейки «Штрих-М: Торговое предприятие 5».

  • Для торговых предприятий, находящихся в труднодоступной местности, которые по закону передают данные ФН раз в год, добавим документ для отражения розничных продаж маркированной продукции, который будет передаваться в ГИС Маркировка по API при наличии технической возможности (связи по каналу Internet).

 

      Мы продолжаем начатую работу над Маркировкой, и в следующих релизах будем выпускать новую функциональность оптово-розничного документооборота. Также мы внимательно следим за всеми изменениями в формате обмена и появлением новых возможностей для отражения учетных операций, чтобы оперативно вносить полезные изменения в новые релизы.


* Предупреждаем. Курение опасно для вашего здоровья. Пост несет исключительно информационный характер и не рекламирует табак и табачные изделия.
Комментарии
DJONSONSS 
1)Добрый день, возникли вопросы так УПД будет приезжать в личный кабинет "честного знака" или в личный кабинет ЭДО? Не совсем понятна схема.
2)В штрих м кассир 5 есть модуль маркировка, как его настроить чтобы уже с  1 марта продавать сигареты 2D сканером?
 
Дмитрий Макаров 
Добрый день.Отвечу по пунктам.
"1)Добрый день, возникли вопросы так УПД будет приезжать в личный кабинет  "честного знака" или в личный кабинет ЭДО? Не совсем понятна схема."На настоящий момент схема такая. Сначала поставщик генерит УПД с кодами маркировки и отправляет его в ЭДО. Этот УПД по каналам ЭДО приходит к покупателю, далее идет сверка и покупатель в конечном итоге подписывает УПД со своей стороны и отправляет подписанный со своей стороны УПД оператору ЭДО. Оператор ЭДО сам отправляет УПД в ГИС Маркировка
"2)В штрих м кассир 5 есть модуль маркировка, как его настроить чтобы уже с  1 марта продавать сигареты 2D сканером?"
С 1-го марта такой обязанности у магазина не планируется, она начнется только с 1-го июля. Мы сейчас готовим версию Кассира, в котором будет включена поддержка работы с маркировкой табака в плане отражения розничной продажи. Когда версия будет готова, информацию о том как настроить Кассир для продажи табака мы опубликуем.
 
DJONSONSS 
Добрый!
1) Получается что сперва ЭДО(обработали все- приняли или отклонили и тут же будет возможность загрузки в ТП), далее после всех манипуляций ЭДО передаст в ЛК честный знак. Так верно? 
2) Какие ЭДО будете поддерживать ,список? Сейчас клиенты уже задумались с выбором и уже хотят купить!
3) По идее можно все обработать в ЭДО и руками внести в ТП, если использовать такую схему по началу что потребуется внести в ТП чтобы далее выгрузить в кассир5?
 
Дмитрий Макаров 
"1) Получается что сперва ЭДО(обработали все- приняли или отклонили и тут  же будет возможность загрузки в ТП), далее после всех манипуляций ЭДО  передаст в ЛК честный знак. Так верно? "
На этапе эксперимента именно так. Как это будет в финальной версии - надо дождаться публикации постановления и новой версии REST API сервера маркировки.


"2) Какие ЭДО будете поддерживать ,список? Сейчас клиенты уже задумались с выбором и уже хотят купить!"
Список пока не готовы озвучить


"3) По идее можно все обработать в ЭДО и руками внести в ТП, если  использовать такую схему по началу что потребуется внести в ТП чтобы  далее выгрузить в кассир5?"
Так тоже будет можно, но честно скажу, пока такая схема работы не рассматривается. Поэтому сказать что надо будет указать не готов.
 

Консультация и приобретения товара:

Юля
E-mail: shtrih-m-kazan@mail.ru
Телефон + 7 843 519-87-64

Приобрести товар: 
Торговый дом «ШТРИХ-М» 
E-mail: shtrih-m-kazan@mail.ru
Телефон/факс: + 7 843 519-87-64

Яндекс.Метрика