Инвентаризация в магазине. Как упростить процесс

Инвентаризация магазина – зачем ее проводят

Инвентаризация - это проверка состояния и наличия имущества организации на конкретную дату путем соотнесения фактических данных и данных учета.

Основная цель инвентаризации – определение того, что фактически находится в имуществе и выявить неучтенные объекты. 

Но эта цель – не единственная, инвентаризация в магазине вам также поможет:

  • Снизить кражи сотрудниками организации.
  • Проконтролировать процесс порчи и/или потерь товара в магазине или на складе. Например, нарушение целостности упаковки.
  • Выявить пересортицу.
  • Выявить излишки.
  • Проверить выдерживаются ли правила хранения.

Виды инвентаризации магазина:

  • Полная – по всем товарным позициям. Обычно проводится раз в полгода из-за глобальности процесса.
  • Под пересчет попадает все, включая основные средства.
  • Локальная – проверка групп товаров. Может проводиться раз в месяц. В нее попадают такие товары как: овощи, фрукты, мясо, рыба, алкогольные напитки, табачные изделия, кофе, товары в зоне у кассы.
  • Выборочная – проверка определенных товаров. Проводится хоть каждый день для выявления проблемных позиций.

Этапы проведения инвентаризации магазина

Инвентаризация состоит из четырех частей: 

Group1.png Group2.png Group3.png Group4.png

Подготовка

На этом этапе руководитель подписывает приказ о проведении инвентаризации, и вы готовите склад и торговый зал – создается план проведения инвентаризации и список задействованных сотрудников. 

Подсчет

Непосредственно пересчет товаров и сведение данных. 

Фиксация результатов

Результаты инвентаризации заносятся в соответствующую ведомость. 

Выводы

Определение итогов и списка действий по результатам инвентаризации. 

Правовые аспекты инвентаризации

Существует документ, который определяет порядок проведения инвентаризации - приказ министра финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49, утвердивший «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

grtrf.png

* Для проведения инвентаризации необходимо создать приказ (форма ИНВ-22).

В приказе учитываются причины проведения сверки, даты ее начала и окончания, сроки сдачи документации, степень охвата объектов и прочее.

* Инвентаризационная опись товароматериальных ценностей (форма ИНВ-3).

* Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма ИНВ-19).

Также для проведения инвентаризации создается комиссия, которая будет контролировать порядок процесса.

В нее входит руководство компании, представители бухгалтерии и прочие специалисты, которые могут не являться работниками данной организации.

В состав комиссии также может входить независимый консультант.

Отсутствие хотя бы одного человека, входящего в состав комиссии, недопустимо. Инвентаризация считается состоявшейся только при полной явке всех ее участников.

Данная процедура позволяет списывать и выявлять недостачу, проверить сохранность производственных запасов и получить более полную информацию о реальной ситуации в компании. Также комиссия может проверить соблюдение правил эксплуатации и условий хранения продукции.

Способы учета товара

Для того, чтобы пересчитать продукцию нужно определить систему подсчета. Самый популярный способ маркировки продукции – штрих-код.

Штрихкодирование используется во многих областях деятельности в магазине и на складе. Например, при приемке, продаже товара и, конечно, инвентаризации.

Каждой товарной категории присваивается свой штрих-код, сканируя который можно найти данный товар в системе. Сканирование позволяет быстро найти товар и отразить действия, совершенные с ним, в учетной программе.

Оборудование для штрихкодирования 

Для считывания меток нужен: 

А для печати штрих-кодов существуют: 

12.png 5555555.png 54645.png
сканер штрих-кода терминал сбора данных специальные принтеры


Инвентаризация с технологией RFID

RFID – способ идентификации товаров вне прямой видимости и на удалении до 10 метров. Более продвинутая система, чем штрихкодирование, при использовании RFID-систему не нужно считать продукцию по одной штуке, это в разы ускоряет проведение инвентаризации.

При этом RFID технология намного дороже, чем штрихкодирование, целесообразность использования зависит от множества факторов. От каких? Мы расскажем.


PaladinID-RFID-Labels-1024x1024.png

Инвентаризация магазина с помощью терминала сбора данных

45464564.png

Самый эффективный способ сократить время проведения инвентаризации – проводить ее с использованием терминала сбора данных.

Терминал имеет считывающий элемент и внутреннюю память, а также подключается к учетным программам, загружая туда фактические данные о наличии товара в документ инвентаризации.

Терминал сбора данных — мобильный компьютер со считывающим модулем. Используется для сбора, обработки, хранения и передачи данных в общую информационную систему.

Устройство имеет процессор, встроенную память и аккумулятор, интегрируется с любой учетной системой, в том числе с 1С.

Как его использовать для проведения инвентаризации? 

Group1.png Group2.png Group3.png Group4.png

Нужно загрузить номенклатурные позиции в терминал. 

Пересчитать с помощью терминала все позиции в магазине или на складе. 

Загрузить в учетную программу данные, собранные терминалом. 

Система проведен анализ результатов. 

 

Программные продукты для ТСД

Для того, чтобы провести инвентаризацию, на терминал сбора данных нужно установить программу.

Программы существуют разные: для работы в магазине, на складе, для продукции, попадающей под специальную маркировку.

Например, Клеверенс Mobile SMARTS Магазин 15. За счет того, что программа специально разработана для проведения инвентаризации в магазине, она помогает оптимизировать процессы по учету товаров.

Подготовка к проведению инвентаризации магазина

Чтобы провести инвентаризацию быстрее и эффективнее к ней нужно подготовиться заранее:

  • Разобраться на складе – разложить продукцию по товарным группам, выкинуть весь мусор.
  • Навести порядок в торговом зале, в том числе на полках.
  • Провести в вашей учетной программе документы, которые еще не были отражены. Например, возвраты, приходы или списания. Этот пункт очень важен для корректности инвентаризации.
  • Заранее подготовить график работы сотрудник не только во время инвентаризации, но и при подготовке к ней.
  • Сотрудников тоже нужно подготовить – провести им подробный инструктаж. Научитесь работать быстро и слаженно.

Проведение инвентаризации магазина 

2342342342.jpg

  • Для того, чтобы провести полную инвентаризацию, нужно приостановить работу магазина. Возобновление продаж возможно только после сведения всех данных. Если инвентаризация локальная, то закрывается группа товаров.
  • Для минимизации финансовых потерь из-за простоя полную инвентаризацию чаще всего проводят ночью. Если же вы используете для подсчета ТСД со специализированным ПО, то время можно сократить и провести инвентаризацию рано утром или поздно вечером.
  • Каждый стеллаж торгового зала должен быть пронумерован.
  • Также нужна схема склада.
  • Для того, чтобы закрыть склад без потерь, нужно наполнить торговый зал максимальным количеством товаров, чтобы обеспечить продажи в течение целого дня.
  • Сначала приостанавливается работа на складе и проводится инвентаризация там, затем в магазине. 

Проведение инвентаризации магазина – как считать

Один стеллаж считает 2 сотрудников. Один сотрудник сканирует коды всех единиц товара на стеллаже, второй делает это повторно. Считайте слева направо сверху вниз и все позиции именно там, где они стоят.

Занесите результаты двух независимых подсчетов в программу и сделайте сличительную ведомость. Если расчеты расходятся, то сделайте пересчет по расхождениям. Нельзя переходить к подсчету следующих стеллажей пока не определены результаты текущего. Все проведенные стеллажи отмечаются во избежание пропусков или задвоения.

Локальная инвентаризация проводила по такому же принципу, только закрывается конкретная группа товаров, а не магазин целиком.

Сверка данных

После пересчета всего товара создается общая сличительная ведомость с ошибками расчетов. В ней мы смотрим на сколько информация в программе отличается от той, что мы получили по факту.

Сначала важно проверить наибольшие расхождения, затем меньшие. Все найденные товары с истекшим сроком годности или испорченные включаются в инвентаризацию и списываются уже после ее закрытия. Магазин открывается после того, как данные инвентаризации принимаются и больше никаких пересчетов не планируется.

Излишки продукции

Если оказалось, что каких-то товаров у вас в переизбытке, то это также свидетельствует о несовпадении с данными учетной программы. Излишки могут говорить об ошибках в подсчете.

Обратите внимание, что если товара нет на самом деле, но он числится у вас, то это может привести к сбою в заказе.

Недосдача продукции

Причины недосдачи – ошибки, воровство, естественная убыль (товар испортился).

Обратите внимание, что если недосдача по конкретному товару – ошибка, то это может привести к заказу товара и к тому, что товар со склада не будет реализован вовремя и может истечь его срок годности.

Правила проведения эффективной инвентаризации

Cardboard-Boxes.png

  • Проводите локальные инвентаризации на постоянной основе.
  • Не забывайте проводить и выборочные инвентаризации товаров.
  • Следите за порядком на складе и в торговом зале.
  • Заранее подготовьте сотрудников к проведению инвентаризации.
  • Используйте терминалы сбора данных.
  • Используйте программные продукты для проведения инвентаризации, именно они максимально сократят затраты.
Яндекс.Метрика