Маркировка товара – одна из самых обсуждаемых тем в бизнесе. Маленькие и большие компании учатся правильно работать с маркированными товарами, чтобы не выходить из правового поля, развивать бизнес и оставаться конкурентоспособными. В этой статье вы узнаете, какие товары подлежат маркировке в этом году, что предпринять компаниям, какое необходимо оборудование и к чему нужно быть готовым.
Проблема нелегальной продукции в России до сих пор ощущается довольно остро. По задумке правительства, с одной стороны, маркировка товаров должна победить контрафакт, с другой – поддержать легальный бизнес и конечного потребителя.
Что представляет собой маркировка продукции?
Это процесс, когда на товар наносится уникальное средство идентификации, другими словами, код. Благодаря которому и контролирующие органы, и потребители получают о товаре всю необходимую информацию. Эти коды получили официальное название – контрольные идентификационные знаки (КИЗ).
КИЗ, как минимум, расскажет вам о:
- наименовании товара;
- стране производства;
- производителе и т.д.
В последнее время обязательная маркировка товаров набирает обороты. Перечень групп таких товаров расширяется ежегодно.
Какие товары подлежат маркировке в 2019 году?
Сейчас в списке 10 товарных групп. Для каждой из них указана дата, с которой вводится маркировка. Сейчас уже работает маркировка для некоторых товаров, а уже с 1 декабря 2019 обязательное чипирование распространится на большинство товаров, среди которых:
- духи и туалетная вода;
- шины и покрышки;
- предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
- блузки и блузы трикотажные машинного или ручного вязания женские/для девочек;
- пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские/для мальчиков; белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
- фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.
Но и на этом процесс обязательной маркировки не закончится. Со временем правительство планирует и дальше расширять перечень маркируемых товаров.
Маркировка обуви-2019
Остановимся на обязательной маркировке обуви. Начиная с 1 июля 2019 года на каждой паре обуви должен быть КИЗ со следующими данными:
- GTIN-код, с помощью которого можно идентифицировать артикул товара;
- серийный номер (номер конкретной пары обуви);
- дата производства.
Переход на обязательную маркировку планируется поэтапный. Сначала производители, импортеры и продавцы обуви должны зарегистрироваться в ГИС мониторинга за оборотом товаров. На этот процесс дается время с 1 июля 2019 года до 30 сентября 2019 года.
Далее организации и ИП должны в течение 30 календарных дней полностью подготовить свои программно-аппаратные средства к маркировке.
Следующий этап начнется с 1 октября, когда производители, импортеры и магазины смогут наносить маркировку на упаковку либо на сами обувные товары. А уже с 1 марта 2020 года маркировка обувных товаров станет обязательной.
Таким образом, до 1 марта 2020 года еще допускается продажа обуви без маркировки.
Что нужно сделать на начальном этапе маркировки?
Рекомендуем продавцам и производителям обувных товаров подготовится к маркировке заранее. Это позволит избежать штрафов в дальнейшем.
Таким образом, вам как можно быстрее необходимо:
- Установить контрольно-кассовую технику с фискальным накопителем.
- Приобрести сканер 2D штрих-кодов с поддержкой стандарта DataMatrix.
- Установить и настроить необходимое ПО для работы со специальной документацией.
Обратитесь за помощью в подготовке к маркировке обуви к нашим специалистам. Они помогут подобрать подходящее оборудование под ваше предприятие, а также настроят ПО и научат работать с системой.
Работа с маркировкой в программах 1С
В этих программах 1С, которые разработаны для автоматизации торговли и производства, уже реализована поддержка взаимодействия с системами маркировки:
1С:Розница (с версии 2.2.3.6);
1С:Комплексная автоматизация (с версии 2.0.3.143);
1С:Управление торговлей 11 (с версии 11.2.3.143);
1С:Управление небольшой фирмой (с версии 1.6.6.35);
1С:ERP Управление предприятием 2 (с версии 2.1.3.143).
Для взаимодействия с новой системой в конфигурации внедрен специальный раздел. Во время работы пользователь будет видеть подсказки о том, какие действия нужно выполнить в определенный момент.
Таким образом, программа 1С с маркировкой обуви позволит:
- оформить заявку на выпуск идентификационных меток;
- зарегистрировать полученные метки;
- чипировать обувные изделия полученными КИЗ;
- загрузить данные о поступлении товара с КИЗ, сделанных в России.
Помимо названных программ, функционал по работе с маркировкой обуви скоро появится в «1С:Бухгалтерия предприятия» и «1С:Управление производственным предприятием».
Так, к моменту введения обязательной маркировки обуви в программах 1С будет возможность:
- применять электронный документооборот для приема и передачи сведений в ИС МП (обувь);
- оформлять розничное выбытие обувной продукции через чек ККТ;
- производителям наносить коды маркировки обувной продукции;
- выполнять маркировку остатков обувной продукции;
- поддержки процессов агрегации обувной продукции (упаковка продукции в короба и палеты);
- производить ввод кодов маркировки обувной продукции в оборот и др.
Маркировка одежды
Следующий шаг к тотальной маркировке – это маркировка предметов одежды. Ее планируется ввести с 1 декабря 2019 года. Так, через полгода маркировка станет обязательной для:
- предметов одежды из натуральной или композиционной кожи, включая рабочую одежду;
- трикотажных блузок, блуз и блузонов машинного или ручного вязания, женских или для девочек;
- мужских, женских и детских пальто, полупальто, накидок, плащей, курток (включая лыжные), ветровок, штормовок и аналогичных изделий.
По сути, маркировка одежды будет проходить по той же схеме, которая действует для других товаров, подлежащих маркировке.
Магазины будут сканировать нужный код дважды: когда принимают и при продаже. Покупатель может отсканировать код в мобильном приложении, проверить свою покупку и убедиться в ее подлинности.
Скорее всего, подключение в обязательной маркировке одежды будет также проходить поэтапно, как это было с остальными товарами. Это плюс для участников рынка, можно успеть подготовиться и подключить все необходимое оборудование.
Важно знать!
- Маркировать нужно будет всю одежду: и ту, что производится в нашей стране, и импортированную.
- Маркировать товар обязаны и производители, и импортеры.
- Производители должны будут приобрести оборудование для печати кодов.
- Рознице понадобится оборудование для считывания кодов.
Маркировка лекарств
2019 год – последний год, когда маркировку лекарств можно применять на добровольной основе. Начиная с 2020 года маркировка лекарственных средств станет обязательной. Она также будет поэтапной, каждый квартал.
- I этап – маркировка на лекарства, которые входили в эксперимент в 2017–2019 гг.;
- II этап – маркировка на все жизненно важные препараты стоимостью не выше 500 руб.
- III этап – жизненно важные медикаменты стоимостью не выше 100 руб.
- IV этап – все остальные препараты.
На данный момент, с 1 июля 2019 года, в системе «Честный знак» уже начали регистрировать медучреждения и аптеки, которые работают с препаратами, назначаемыми при раковых опухолях, гемофилии, болезни Гоше, рассеянном склерозе и т.д. С 1 октября 2019 года маркировка таких лекарств обязательна.
Обратите внимание, что маркировка в аптеках уже в 2019 году обязывает участников программы приобретать дополнительное оборудование и программное обеспечение.
Преимущества, которые дает маркировка лекарств:
- предотвращение производства и продажи поддельных лекарств;
- контроль за препаратами, которые закупаются за счет бюджетных средств;
- эффективное планирование лекарственного резерва;
- улучшение логистических схем и др.
Маркировка молока
Тема маркировки молока и молочной продукции очень спорная. Однако именно с молочной продукции планируется начало маркировки всех продуктов питания.
Ранее молочная продукция попала под контроль по средствам системы «Меркурий», однако теперь пришло время цифровой маркировки.
С 15 июля по 29 февраля 2020 года будет действовать эксперимент по молочным продуктам, но пока не всем, а только отдельным видам.
Пока под правила маркировки попадают следующие продукты:
- молоко и сливки (несгущенные и сгущенные);
- пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и прочие ферментированные или сквашенные молоко и сливки, сгущенные или несгущенные;
- молочная сыворотка (сгущенная или несгущенная);
- сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока, молочные пасты;
- сыры и творог;
- мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао.
Пока участие в эксперименте производителей, импортеров и организаций, занятых в торговле данных товаров предполагает добровольную основу.
Маркировка табака
с 30 мая 2019 года по 30 июня 2020 года в России запущен эксперимент по маркировке отдельной табачной продукции. Однако у нас действует и обязательная маркировка на табачную продукцию, которая уже заработала с 1 июля 2019 года и распространяется конкретно на сигареты и папиросы.
Пока на добровольной основе производители, импортеры и торговля могут маркировать:
- сигары;
- черуты;
- биди;
- кретек;
- сигариллы;
- табак.
Ожидается, что обязательная маркировка данных товаров начнется через год, с 1 июля 2020 года.
Частые вопросы про маркировку в 2019 году
Вопрос: Нужно ли маркировать кожаные сумки?
Ответ: Нет не нужно. С перечнем товаров, которые нужно обязательно маркировать есть в распоряжении правительства № 792-р.
Вопрос: Как маркировать обувь, которая продается на рынке?
Ответ: С 1 октября 2019 года обувь обязательно должна маркироваться от производства до ввоза в Россию. По закону обувь на любой российский рынок должна будет поступать уже промаркированная.
Ели обувь из остатков, то понадобится регистратор эмиссии. Колы для этой операции можно будет получить в личном кабинете самой системы.
Вопрос: Как оформляется промаркированный товар на таможне?
Ответ: Данная тема находится в разработке.
Вопрос: Если возможность у зарубежных производителей самостоятельно получать коды?
Ответ: Да, при условии, что у нас в стране они имеют свои филиалы или представительство.
Вопрос: Если купили немаркированную пару 27 сентября, а в октябре вернули, нужно ли принимать такой возврат?
Ответ: Да.
Штрафы и ответственность
Закон о маркировке предполагает серьезную ответственность за нарушения.
В кассовых чеках должен быть обязательный реквизит — «код товара», благодаря которому этот товар можно идентифицировать. Если нарушить это условие, то это будет расцениваться как нарушение порядка и условий применения кассовой техники. Санкции к этому нарушению предусмотрены в виде предупреждения или административного штрафа:
- на должностных лиц – предупреждение или штраф от 1,5 до 3 тысяч рублей;
- на юридических лиц —предупреждение или штраф от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
Производство немаркированной продукции, которая входит в перечень обязательной маркировки, влечет:
- для ИП штрафные санкции в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
- для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
При этом немаркированная продукция будет конфискована.
Продажа немаркированных товаров приведет:
- ИП к штрафу в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
- юридическое лицо к штрафным санкциям в размере от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией продукции.
Кроме того, ответственность предусмотрена за хранение, а также перевозку или приобретение в целях сбыта немаркированной продукции, которая должна быть промаркирована.
Слово эксперту
Руководитель отдела продвижения автоматизации торговли компании:
Мы начал работать с маркировкой задолго до того, как правительство объявило о своих планах введения тотальной маркировки для разных групп товаров. Мы оказались в центре активности, когда еще в начале 2016 года внедрялась система ЕГАИС.
Сейчас запускается тотальная маркировка. Каждый квартал добавляется новая группа товаров, которая будет подвержена обязательному нанесению кодов формата DataMatrix.
Сейчас к нам все чаще обращаются организации и ИП, которые заняты розничной торговлей. Им требуется экспертное мнение и практическая консультация, так как правила игры поменялись и их товары теперь подлежат маркировке контрольными знаками.
Отдельно нужно выделить те компании, которые производят и реализуют лекарственные препараты. Многие аптеки боятся оказаться за бортом, ведь большинство оборудования не соответствует новым стандартам. Лазерные сканеры, которые читают 1D штрих-код, не позволяют работать с маркировкой. Такие аптеки должны перейти на специальное оборудование для считывания DataMatrix. Мы предлагаем 2D сканер штрих-кода и 2D терминал сбора данных, а также отраслевые решения для интеграции данных. Проекты, которые ведем сейчас с аптеками и фармацевтическими компаниями, уже предусматривают работу в условиях маркировки.
Еще в начале года мы получали по несколько десятков заявок на автоматизацию в день. Сегодня их число доходит до нескольких сотен. Мы знаем, как помочь клиенту. На сегодняшний день компания полностью готова к работе в условиях тотальной маркировки».
Если у вас действующий договор 1С:ИТС, то вы сможете получать все обновления, связанные с маркировкой товаров, в рамках договора. Узнайте о сроках действия вашего договора у наших специалистов по телефону. Вы также можете заказать обновление программы 1С, чтобы быть в курсе изменений законодательства.
По вопросу сотрудничества, приобретению товаров:
E-mail: shtrih-m-kazan@mail.ru
Телефон / факс: + 7 843 216-16-63